О «внутренних наработках»

  • Когда не двигаешься стой как сосна, опустив в “киноварное поле” энергию “ци”,
  • Когда же в движении, направь “ци” вверх, передвигаясь со скоростью ветра,
  • Тренируйся желая гармонии, вместе используй пять методов: рук, глаз, тела, техник и передвижений;
    • «Троесловие» из 108 иероглифов мастера Чжана Сяндэ из деревни Наньтушань.
  • «Методы кулаков - это еще не есть готовая к большому бою техника, ловкие руки и ноги, привыкшее к нагрузкам тело - это врата начального вхождения в искусство».
    • Ци Цзигуан, полководец династии Мин

Специфичным и традиционным явлением именно старых китайских боевых искусств является такое непростое понятие как «нэйгун» (内功 nèigōng), и в рамках этих традиционных боевых искусств нэйгун является неотъемлемой частью целостной подготовки занимающегося в сочетании с другими вспомогательными наработками. Важность вспомогательных наработок нам говорит знаменитая поговорка ушу:

«练拳不练功,到老一场空»,

означающая:

«Не используешь в кулачном искусстве вспомогательные наработки - до старости останешься пустым местом».

Данная поговорка указывает нам на существовавшее в рамках классического китайского дуализма инь-ян разделение на собственно технические действия (拳 quán) и на различные вспомогательные наработки (功 gōng), при этом -составляя одно единое целое. Эти наработки позволяли развить в занимающимся требуемые качества, о которых мы поговорим чуть ниже, что в свою очередь и позволяла использовать в прикладном аспекте принципы стиля.

И как указывал еще сам Ци Цзигуан (戚繼光 qī jìguāng, 1528-1588) в своем фундаментальном трактате «Новая книга записей о достижениях» ( «紀效新書» «jì xiào xīn shū», раздел 拳經捷要篇, 卷十四) важнейшими и в те времена «Золотого века ушу» были совсем не приемы. В наше время такая позиция известна больше по этим строфам:

  • 不招不架实是通家 Нет приемов нет подпорок — на самом деле постиг школу
    • 若还招架直是离家 Если вновь приемы и подпорки — значит отошел от школы
    • 后学之士 穷究其理 Изучающие это позднее обязательно разберитесь в этом
    • 洵精微奥妙 Обязательно постигайте эту глубину и тонкость
    • 此乃柔能克刚 Тогда мягким можно будет преодолеть жесткое.

Генерал Ци Цзигуан

Есть много пояснений по этому вопросу, как например в кулачном трактате «郝家拳谱摘录»:

«...行功有三乘之法

第一行功积力,养气全神,此罗汉成道功也,演练百天即可有成

第二推送沙袋,操炼捶掌。

第三演习诸家手法,是谓三乘...» рассказывающих нам, что обучение в Старом Китае строилось по сути на «трех китах».

Во первых, построение некой стилевой структурообразующей основы на базе и в том числе и стилевого нэйгун, развивая силу Ли, укрепляя Ци, доводя до совершенства Шэнь и т.д.;

Во вторых, в процессе обучения использовались различные вспомогательные наработки (как 软硬功 ruǎnyìnggōng), непосредственно вытекающие и основанные все на той же основе, как с разными предметами (типа упомянутого 沙袋 shādài) - так и с партнером. Здесь надо отметить, что используя эти нарарботки, мы развиваем понимание, например, «усилия», понимание которого мы прикладываем в некое фактически реализуемое «действие».

В третьих, это работа с партнером, которая и позволяет использовать развиваемое в предыдущих пунктах — в некоторое техническое воплощение. Собственно, столь популярная в наше время практика формальных упражнений-таолу, это всего лишь суррогат, но в идеале, при соблюдении этой модели обучения, и практика таолу — есть и должна быть нэйгун…

Но мы отдельно поговорим об этом и различных группах вспомогательных наработках в последующих статьях (в том числе и в научно-популярном журнале «Хроники Улинь» скоро выйдет статья о силовой подготовке в старом ушу), но сейчас вернемся к теме нэйгун.


Первый номер журнала «Хроники Улинь»

«Китайский словарь цигун»(«中国气功辞典») поясняет нам, что термин нэйгунсодержит два значения. Под первым понимают как традиционные методы и упражнения (позволяющие тренировать внутренние процессы человеческого организма, тем самым увеличивая интенсивность и производительность мышления, дыхания, работы внутренних органов, движения ци по каналам и меридианам, движения крови по сосудам, работы нервной системы и т. д.), под вторым — специфичное явление в рамках практики традиционного ушу (в частности выражающееся в проявлении таких специфических качеств у занимающегося во время тренировки, как фансун (放松 fàngsōng), цзин (劲 jìn), фали (发力 fālì) и другие. Например, при выполнении занимающимися формальных комплексов-таолу или парных упражнений, например, тайцзи туйшоу).

  • В базовые понятия нэйгун входят так называемые «три регулировки»:
    1. тела (调身 tiáoshēn), когда с помощью подбора определенных положений тела можно достичь нужного внутреннего состояния, «расслабления» (放松 fàngsōng, термин непростой, этой теме будет посвящена дополнительная статья), создавая условия «для гармонии сердца и дыхания», «правильной циркуляции ци и крови в нужном направлении». Благодаря этому мы расслабляем мышцы и связки, нервную и кровеносную системы, восстанавливаем внутренние органы после усталости или болезни и т.д.
      • Если «форма неверна, то ци не идет в нужном направлении, если ци не следует в нужном направлении, то мысли неспокойны, если нет покоя в мыслях то ци в беспорядочном состоянии»:
        • «形不正则气不顺, 气不顺则意不宁, 意不宁则气散乱»
    2. дыхания (调息 tiáoxī), путем упорядочивания дыхания (используя 深, 长, 均, 细) можно привести в гармонию ци, раскрыть все каналы циркуляции, открывая доступ для ци и крови, и тем самым, возможно, раскрывая некие мистические силы и наполненность энергией.
    3. сознания (调心 tiáoxīn), можно постепенно прекратить всякое движение мысли, погасить все эмоции и желания, успокоиться, устранить волнение, чтобы ум пришел в состояние покоя, пустоты и легкости.

Практика нэйгун

Но перейдет от теории к практике, ибо теория без практики — мертва. Для того чтобы умножить силу, укрепить Ци и так далее (помним упоминавшегося ранее первого «кита»: 积力,养气全神), и чтобы в том, что мы делаем — присутствовала «внутренняя работа»-нэйгун, мы должны в том числе выполнять и упражнения нэйгун. Каждая традиционная старая школа ушу содержит такие упражнения. Увы, не всегда им обучают, кто-то сам не знает, кто-то продолжает бережно прятать это знание. Поэтому мы поговорим о методике, которую мы сами изучали в рамках традиционного танланцюань провинции Шаньдун. В танланцюань существует достаточно много упражнений данного плана, самым известным из которых является «Три поворота девять вращений» ( 三回九转罗汉功).


Деревенский мастер в уезде Лайси объясняет тонкости нэйгун «三回九转罗汉功»

Но сейчас мы расскажем о самом первом изучаемом методе, как раз направленном на развитие этих вышеупомянутых качеств. В рамках школ танланцюань данная система имеет несколько названий. Появление наименования «12 больших усилий» («十二大勁») относят самое раннее к правлению под девизом «Даогуан» (1821-1850 г.г.), первоначально этот метод именовался иначе – это были разные вариации на тему «направлять Ци» и «выплавлять пилюлю» («调气炼外丹图注»、计艺外丹», «内炼丹» и «调气丹»). Принято считать, что этот нэйгун (как впрочем и многие другие) использовался для регулирования-укрепления Ци и взращивания Шэнь, достигая тем самым полного постижения долголетия(или даже — бессмертия…).

Т.е. используется стандартная для подобных методов схема:

炼精化气
炼气化神
炼神还虚

Считается, что за 10 декад практики все болезни полностью растворяются. Благодаря быстрому и мощному эффекту от занятий, уже в начале правления под девизом «Гуансюй» (光緒 guāngxù;1875-1908) метод этот широко распространился в провинции Шаньдун.

Бытует в народе разделение на «жесткий» (硬 yìng) и «мягкий» (软 ruǎn) нэйгун. Часто демонстрацией «жесткого» нэйгун почему-то считают всякие разбивания кирпичей, сгибания копий и прочие подобные демонстрации. Однако раньше это подразумевало и непреклонность в практике, в выполнении сложных физически и психически упражнений. Причем обычно необходимо было соблюдать дополнительные обязательные жесткие вторичные условия режима и образа жизни. И нэйгун «12 больших усилий» относится как раз к так называемым к «жестким методам нэйгун» , который состоит из двенадцати малоамплитудных, изометрических, упражнений. Каждое в отдельности — вполне не сложное как в исполнении, так и в повторении. Но выполнить требуемое количество 49 раз, соблюдая максимальное напряжение всего тела, да без перерыва и отдыха между упражнениями, уже не так просто!

Каждое движение необходимо стремиться выполнять с максимальным, предельным усилием. Можно даже сказать — с беспредельным, так как «только предельное напряжение порождает предельное расслабление». И смысл у иероглифа «硬» уже заключается в безжалостности по отношению к себе, к слабости своего тела. Смысл иероглифа «硬» и в том, что вопреки всему заставлять себя продолжать выполнять упражнение даже тогда, когда боль и «огонь» в мышцах, когда тело уже отказывается повиноваться. Но именно тогда «намерение» (意yì) ведет «Ци» (气 qì), тем самым в горниле непрерывной «работы» (功 gōng) выплавляя «Шэнь» (神 shén). Но не просто работы, а согласно значению «硬» — добротной и серьезной. Делать действительно непросто…

Даже один раз сделать — тяжело, но вот практиковать-то надо ежедневно три раза в сутки, с раннего утра до позднего вечера, и так в течении трех месяцев. И в этом случае иероглиф «硬» приобретает уже смысл непреклонность и настойчивость. В какой-то момент хочется все бросить и на все забить, но стоит пропустить хотя бы день — не важно по какой причине, по усталости, лени или болезни — все придется начинать сначала! И неважно, сколько тебе осталось до окончания, да хоть один день! Собственно такой вот «жесткий» нэйгун и практикуют и в наши дни в традиционном танланцюань.

Вместо эпилога

Интересно пересечение временных интервалов в этом нэйгун с современными исследованиями в физиологии. Понятно, что во время изометрической тренировки возникают большие механические нагрузки, приводящие к разрушению миофибрилл в мышечных волокнах. Сперва лизосомы разбирают их в течение трех-четырех дней, а потом новые миофибриллы наполовину синтезируются в течение того же времени, получаем примерно неделю. За две недели мышцы восстанавливаются на 90%, но полное восстановление занимает около 90 дней — собственно весь наш тренировочный цикл.

Но… Как всегда и везде — есть подводные камни. Здесь они начинаются в несоблюдении «трех регулировок», которые упоминались выше. Неправильное положение тела может привести к разным неприятным последствиям или болезням, к сожалению, пришлось наблюдать, как люди разрушали себе суставы в старательном усердии, забывая некоторые тонкие правила и наставления. Да, правильное положение тела — выстраивает в итоге правильное дыхание, но отвлеченное сознание может привести к неправильному распределению напряжения, от лопающихся мелких сосудов в глазу до инсульта, как у одного нашего китайского собрата, совсем еще молодого. В общем, страшилок я мог бы вам рассказать массу, историй было… много и разных. Но мы затронем другой момент. Возможно, что стремясь минимизировать такие потери или наоборот — усилить эффект от упражнений, китайцами в старые времена были сформулированы некоторые общие требования для занимающихся.

Как формировались общие требования — в наше время уже сложно сказать, но в любом случае на них влияли духовные учения древнего Китая — от конфуцианства с легизмом до даосизма с мусульманством. Этот непростой вопрос отложим для отдельной статьи, а сейчас, в рамках вышеупомянутого метода, мы рассмотрим ряд правил, повлиявших на формирование самых общих требований к занимающимся. По мнению китайских исследователей, рассмотренная методика скорее всего восходит к буддийским системам, и правила по практике этого нэйгун были взяты оттуда. Перечень этот основан на цитате из «智度论», который в свою очередь является частью «Махапарамиташастры» (大智度論), буддийского канона.

Как мы видим, здесь нет никаких требований ни к телу, ни к дыханию, а в основном содержит этические нормы и правила: «一不杀生; 二不盗; 三不淫; 四不妄语; 五不饮酒; 六不坐高大床上: 七不著华璎珞, 不香涂身, 不著香熏衣; 八不自歌舞作乐, 不往观听, 九一日一夜不过中食»

Но, что интересно, в отличие от этого отрывка, в трактате по данному нэйгун на первом месте стоит запрет на употребление алкоголя. Раньше объясняли это потерей осознанности, переизбытком ян (阳), что несет в себе субстрат из зерен или ягод, в новое время — опасностью встраивания алкоголя в метаболизм и т.д. Ну, а раз уж мы затронули вопрос выпивки, то поговорим и о закуске… Питание в течение практики многих систем нэйгун основано на постулате «все имеет один вкус» и характеризуется отсутствием любых сильных вкусов, вызванных специями, отсутствием жиров и тех составляющих, которые могут составлять избыток разных микроэлементов в организме. Такое питание способствует активной психофизической чистке. И, что интересно — это перекликается с традициями шаманизма, например, южно-американского. Однако такое питание не является чисто вегетарианским или веганским, так как определенные растительные продукты считаются недопустимыми. И кстати, есть три овоща, которые считаются «мясом»(например, чеснок). В результате при тренировке из организма человека уходит всё лишнее, и он становится очень восприимчивым к любым внешним и гораздо более тонким, воздействиям. В результате появляется сверхчувствительность и повышается способность восприятия, человек становится, настолько прозрачен для любых эмоций, реакций и чувств, что какое-то время после способен видеть малейшие изменения, которые происходят как в нем самом, так и в других.

Заключение

В итоге правильной практики под руководством знающего наставника мы получаем первоклассный результат (это еще один смысл для «硬» в рамках этой системы):

  • вылечиваются болезни физического тела, которые после не возвращаются;
  • улучшается и укрепляется общее эмоциональное состояние;
  • может измениться восприятие каких-то вещей, появиться новый взгляд на прошлое, настоящее и будущее, новые ощущения тела и расширение образа мысли.

Мастер традиционного танланцюань и практик нэйгун

Благодаря такому опыту перезагрузки восприятия при попытке «сбежать из Матрицы» (возвращению к истоку и перенастройке системных драйверов :) , человек раскрывает дополнительные навыки взаимодействия с миром и, как следствие, получает новые результаты от своей жизнедеятельности. Ведь наша жизнь обусловлена социальными и биологическими программами: найди работу и плати подати, заведи семью и детей, веди себя согласно обычаям и соблюдай законы, откладывай на старость, но в результате регулярной практики типа нэйгун происходит переход на иной качественный уровень знания себя, людей и жизни в целом. Стираются шаблоны мышления и человек, возвращаясь к своему первоначальному естеству, начинает действовать из свойственных ему потенциала ощущений и инстинктов. Он находит решение, получая ответы на вопросы о себе и проблемных ситуациях, обретает внутренний баланс и приучается жить так, как считает нужным для себя самого. В итоге занимающийся становится независимым от социальных, а порой и от биологических, программ. И кое-кто из китайских товарищей именно это считает причиной реформирования методов нэйгун начала и середины ХХ века.

Дм. Моисеев, СПб-Шаньдун, 2015

 

 

 

 

 

Цигун

 

 

      Web Development by Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
      Design © 2010-2018 Marycream handmade. All Rights Reserved.