Возникновение и распространение термина «Цигун» (气功)
На волне популярности здорового образа жизни опять вернулся интерес и к китайской гимнастике цигун. Сейчас множество фитнес-центров и специализированных залов предлагают всем желающим приобщиться к этой древней традиции. Однако, к прискорбному сожалению, мало кто из инструкторов и преподавателей знает смысл и происхождение этого термина.
Из письменных источников и устных наставлений старых Мастеров известно, что до начала ХХ века, в Поднебесной широко использовались разнообразнейшие термины/названия, в зависимости от среды их возникновения. Например: туна (吐纳), даоинь (导引), синци (行气), ляндань (炼丹, хюаньгун (玄功), нэйгун (内功), сюдао (修道), яншэнгун (养生功), цзингун (静功), дингун (定功), сингун (性功), цзочань (坐禅), нэйянгун (内养功 и др. Все эти названия по большей части не очень знакомы западному читателю. И только в 1934 г. была опубликована книга Дун Хао (董浩) о методах лечения и профилактики легочного туберкулеза «肺痨病特殊疗养法---气功疗法», где был впервые применен новый термин - цигунотерапия.
В 1935 г. издательство «中华书局» выпустило книгу «少林拳秘诀», где также использованы эти два иероглифа
А в 1958 г. врач Лю Гуйчжень (刘贵珍, 1902-1983) издал свой «Курс цигунотерапии» «气功疗法实践», где в рамках, принятых в китайских культуре и традиции, подробно разобрал содержание этого термина. И только тогда он утвердился в качестве официального.
Чтобы как-то структурировать и упорядочить все это многообразие методов и практик в рамках единого понятия, и тем самым уменьшить путаницу в головах занимающихся, в наше время была разработана следующая классификация:
- оздоровительные методы, позволяющие помогать как себе, так и другим. Некоторые разделяют медицинскую (医家- когда лечишь других людей) и оздоровительную (когда решаешь свои проблемы со здоровьем) практики, однако суть этих методов одна;
- религиозные практики, причем не только наиболее известные даосские (道家) и буддистские (佛家), но и множество других, так как две вышеупомянутые конфессии — не единственные в Китае как сейчас, так и в прежние исторические периоды;
- методы прикладной направленности, т.е. методы, которые используются, например, в ушу (武家) или народном цирке.
Все эти классификации, как и любые другие разделения, достаточно условны и относительны.
В Китае говорят: у всего есть свой Путь и Плод, или, иными словами, — Цель определяет Средства ее достижения.
Например, Цели даосизма или буддизма определены догматами этих Учений, и ученику, практикующему Дхарму, упражнения позволяют остановить дискурсивный поток сознания - как посредством однонаправленной концентрации, так и специфичными для этого направления методами.
Занимающемуся боевыми искусствами нужно наработать крепкое, выносливое и быстрое тело, бесстрашный дух, и методы нэйгун позволяют, например, развить сухожильные усилия и достичь изменения скорости восприятия объекта ускорением передачи импульсов нейронами головного мозга.
Часто эти методы путают с цирковыми искусствами, что не совсем правильно. Цель боевых искусств – победить в бою, цель циркового искусства – показать зрелищное представление и этим заработать на жизнь. И во многих случаях «цирковое ушу и цигун» — это всего лишь мастерство фокуса, а не демонстрация настоящего мастерства цигун. Хотя «цирковое ушу» как раз и произошло от «применимого ушу» в годы гонений на него от монгольской династии (см. статью). В те времена мастерам боевых искусств приходилось маскироваться под театрализованные представления. И со временем, необходимость зрелищности привела к смещению акцентов в тренинге: от прикладной эффективности в бою - к эффектности шоу для неискушенного зрителя. Ну а как иначе денег-то заработать?!
Причем надо понимать, что в глобальном смысле, с точки зрения Старого Китая, эти методы, а также «геомантия» (风水), самосовершенствование с помощью алкоголя (酒术) или сексуальной практики (阴阳之术 и т.д) являют собой всего лишь частный случай Учения Яншэнсюэ (养生学), Учения о Взращивании Жизни
С конца XIХ и начала ХХ веков глобальные события в Поднебесной, сопровождавшиеся широким проникновением сведений о западной культуре, подтолкнуло китайскую интеллигенцию (читай - элиту) к общепринятому китайскому подходу заимствования в различных областях знаний и культуры Запада. Для понимания масштабности и глубины охвата этого процесса можно упомянуть разработку лингвистических исследований китайского языка по образцу европейских. Например, «马氏文通» - фундаментальный, первый систематизирующий грамматику, труд основан на системе описания грамматик ...латыни, где Ма Цзячжун (马建忠) фактически подогнал явления своего языка под европейские схемы.
Также к этому добавился и тотальный слом прежнего образа жизни, конфуцианства и культа императора, как неразрывной составляющей концепции восприятия окружающего мироздания. Таким образом, поворот к западным ценностям и принципам организации государства и общества неизбежно затронул и то, что мы сейчас знаем как «цигун». Кроме того методы, обобщенные сейчас под термином «цигун», начиная с того времени подверглись тесной интеграции с крайне популярными на тот момент на Западе методами психоанализа.
В итоге представителям прогрессивной китайской интеллигенции, стоящим у руля всех этих «Ассоциаций Цзинъу», «Академии Исследования Гошу», «Общества Чжунъи» удалось сделать то, что не удавалось сделать ни монголам, ни маньчжурам - превратить в боевые искусства и цигун в общенародную и общедоступную физкультуру. Неизвестно, следовали ли тогдашние правители общему поветрию в мире на популяризацию физкультуры и здорового образа жизни, либо они были гениальными государственниками, стремящимися сплотить страну под лозунгом «здоровье нации – сила государства», и одновременно обеспечить страховку новому строящемуся обществу от опасностей, которые в прошлом исходили от носителей традиции боевых искусств.
Одной из причин подмены '' старой школы '' в то время явилось то, что старые методы делали человека несколько … асоциальным и независимым от общества и нужд государства. А что нужно ''толковому'' государственнику? Чтоб гражданин долго жил, был здоров, чтобы мог эффективно работать и создавать материальные блага, платить налоги, да нарожать последующие поколения лояльных граждан. Думаете просто так мудрый Дэн Сяопин (邓小平) сказал – «Тайцзицюань - это хорошо», и вся страна мигом взяла под козырек?...
Все реформы и преобразования старых систем происходили с целью обратить их на благо населения и государства. Изначальные же цели даоинь, нэйгун и других практик были либо отодвинуты на задний план, либо подменены новыми. Как следствие, большинство преподаваемых в наше время методов «цигун» представляет собой физкультурно-дыхательные упражнения, разработанные или переработанные уже в ХХ веке. Они в большинстве своем полезны для здоровья обычного человека, но, как правило, не соответствуют той идее, что ставили перед собой древние системы.