Возникновение и распространение термина «Цигун» (气功)

На волне популярности здорового образа жизни опять вернулся интерес и к китайской гимнастике цигун. Сейчас множество фитнес-центров и специализированных залов предлагают всем желающим приобщиться к этой древней традиции. Однако, к прискорбному сожалению, мало кто из инструкторов и преподавателей знает смысл и происхождение этого термина.

Из письменных источников и устных наставлений старых Мастеров известно, что до начала ХХ века, в Поднебесной широко использовались  разнообразнейшие термины/названия, в зависимости от среды их возникновения.  Например: туна (吐纳), даоинь (导引), синци (行气), ляндань (炼丹, хюаньгун (玄功), нэйгун (内功), сюдао (修道), яншэнгун (养生功), цзингун (静功), дингун (定功), сингун (性功), цзочань (坐禅), нэйянгун (内养功 и др. Все эти названия по большей части не очень знакомы западному читателю. И только в 1934 г. была опубликована книга Дун Хао (董浩) о методах лечения и профилактики легочного туберкулеза «肺痨病特殊疗养法---气功疗法»,  где был впервые применен новый термин - цигунотерапия.

В 1935 г. издательство «中华书局» выпустило книгу «少林拳秘诀», где также использованы эти два иероглифа

А в 1958 г. врач Лю Гуйчжень (刘贵珍, 1902-1983) издал свой «Курс цигунотерапии» «气功疗法实践», где в рамках, принятых в китайских  культуре и традиции, подробно разобрал содержание этого термина. И только тогда он утвердился в качестве официального.

Чтобы как-то структурировать и упорядочить все это многообразие методов и практик в рамках единого понятия, и тем самым уменьшить путаницу в головах занимающихся, в наше время была разработана  следующая классификация:

  1. оздоровительные методы, позволяющие помогать как себе, так и другим. Некоторые разделяют медицинскую (医家- когда лечишь других людей) и оздоровительную (когда решаешь свои проблемы со здоровьем) практики, однако суть этих методов  одна;
  2. религиозные практики, причем не только наиболее известные даосские (道家) и буддистские (佛家), но и множество других, так как две вышеупомянутые конфессии — не единственные в Китае  как сейчас, так и в прежние исторические периоды;
  3. методы прикладной направленности, т.е. методы, которые используются, например, в ушу (武家) или  народном цирке.

 Все эти классификации, как и любые другие  разделения, достаточно условны и относительны.

В Китае говорят: у всего есть свой Путь и Плод, или, иными словами, — Цель определяет Средства ее достижения.

Например, Цели даосизма или буддизма определены догматами этих Учений, и ученику, практикующему Дхарму, упражнения позволяют остановить дискурсивный поток сознания - как посредством однонаправленной концентрации, так и специфичными для этого направления методами.

Занимающемуся  боевыми искусствами нужно наработать  крепкое, выносливое и быстрое тело, бесстрашный дух, и методы нэйгун позволяют, например, развить сухожильные усилия и достичь изменения скорости восприятия объекта ускорением передачи импульсов нейронами головного мозга.

Часто эти методы  путают с цирковыми искусствами, что не совсем правильно. Цель боевых искусств – победить в бою, цель циркового искусства – показать зрелищное представление  и этим заработать на жизнь. И во многих случаях «цирковое ушу и цигун» — это всего лишь мастерство фокуса, а не демонстрация настоящего мастерства цигун.  Хотя «цирковое ушу» как раз и произошло от «применимого ушу» в годы гонений на него от монгольской династии (см. статью). В те времена мастерам боевых искусств приходилось маскироваться под театрализованные представления. И со временем, необходимость зрелищности привела к смещению акцентов в тренинге: от прикладной эффективности в бою - к эффектности шоу для неискушенного зрителя. Ну а как  иначе денег-то заработать?!

Причем надо понимать, что в глобальном смысле, с точки зрения Старого Китая, эти методы, а также  «геомантия» (风水), самосовершенствование с помощью алкоголя (酒术) или сексуальной практики (阴阳之术 и т.д) являют собой всего лишь частный случай Учения Яншэнсюэ (养生学), Учения о Взращивании Жизни

С конца XIХ и начала ХХ веков глобальные события в Поднебесной, сопровождавшиеся широким проникновением сведений о западной культуре, подтолкнуло китайскую интеллигенцию (читай - элиту) к общепринятому  китайскому подходу заимствования в различных областях знаний и культуры Запада. Для понимания масштабности и глубины охвата этого процесса  можно  упомянуть разработку лингвистических исследований китайского языка по образцу европейских. Например, «马氏文通» - фундаментальный, первый систематизирующий грамматику, труд основан на системе описания грамматик ...латыни, где Ма Цзячжун (马建忠) фактически подогнал явления своего языка под европейские схемы.

Также к этому добавился и тотальный слом прежнего образа жизни, конфуцианства и культа императора, как неразрывной составляющей концепции восприятия окружающего мироздания. Таким образом,  поворот к западным ценностям и  принципам организации государства и общества неизбежно  затронул и то, что мы сейчас знаем как «цигун». Кроме того методы, обобщенные сейчас под термином «цигун»,  начиная с того времени подверглись тесной интеграции с  крайне популярными на тот момент на Западе методами психоанализа.

В итоге представителям прогрессивной китайской интеллигенции, стоящим у руля всех этих «Ассоциаций Цзинъу», «Академии Исследования Гошу», «Общества Чжунъи» удалось сделать то, что не удавалось сделать ни монголам, ни маньчжурам - превратить в боевые искусства и цигун  в общенародную и общедоступную физкультуру.  Неизвестно,  следовали ли  тогдашние правители общему поветрию в мире на популяризацию физкультуры и здорового образа жизни, либо они были гениальными государственниками, стремящимися сплотить страну под лозунгом «здоровье нации – сила государства», и одновременно обеспечить страховку новому строящемуся обществу от опасностей, которые в прошлом исходили от носителей традиции боевых искусств.

Одной из причин подмены '' старой школы '' в то время явилось то, что старые методы делали человека  несколько … асоциальным и независимым от общества и нужд государства. А что нужно ''толковому'' государственнику? Чтоб гражданин долго жил, был здоров, чтобы мог эффективно работать и создавать материальные блага, платить налоги,  да нарожать последующие поколения лояльных граждан. Думаете просто так мудрый Дэн Сяопин (邓小平) сказал – «Тайцзицюань - это хорошо», и вся страна мигом взяла под козырек?...

Все реформы и преобразования старых систем происходили с целью обратить их на благо населения и государства. Изначальные же цели даоинь, нэйгун и других практик были либо отодвинуты на задний план, либо подменены новыми. Как следствие,  большинство преподаваемых в наше время методов «цигун» представляет собой физкультурно-дыхательные упражнения, разработанные или переработанные уже в ХХ веке. Они в большинстве своем полезны для здоровья обычного человека, но, как правило, не соответствуют той идее, что ставили перед собой древние системы.

Вернуться назад

Цигун

 

 

      Web Development by Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
      Design © 2010-2018 Marycream handmade. All Rights Reserved.